От арбалета до пулемета. Обзор серии Total War - часть вторая
Вторая часть обзора серии Total War. Рассматривал только игры и крупные дополнения, мелкие DLC с юнитами не затрагивал.
С первой частью можно ознакомиться здесь.
Medieval 2: Total War
Когда фанатам Total War уже надоело гонять римские легионы по варварским лесам, подоспела четвертая часть серии - Medieval 2: Total War. Само собой, внешне игра походила на Rome, нежели на первый Medieval 2002 года выпуска. Доработанный движок Rome выдавал весьма неплохую графику с качественной детализацией объектов и отрядов, а юниты, наконец-то, лишились походки и движений в стиле деревянных солдат Урфина Джуса. Действие игры охватывает период Средневековья с 1080 по 1530 год. Ближе к концу игры развитые державы начинают использовать пушки и стрелковое вооружение в качестве последнего довода королей. Кроме того, в Medieval 2: Total War позволяется стать первооткрывателем Америки, при условии, что будут выполнены определенные задания и построены самые лучшие верфи. А там, за океаном – кровожадные ацтеки, джунгли, пирамиды и его величество Кецалькоатль. Тем не менее, и на материке есть чем заняться. Страны ведут непримиримую борьбу друг с другом – англичане воюют с французами, поляки насмерть бьются с русскими, византийцы сражаются с турками и венграми, а испанцы гоняют мавританцев. Католические страны постоянно объявляют Крестовые походы, а мусульманские – Джихад. Еще веселее становится, когда с востока приходят воинственные монголы и невообразимые по составу своей армии тимуриды. Карта мира постоянно перекраивается и уже к середине игры остается не так много государств, способных вести какую-либо борьбу.
Каждый подконтрольный город теперь мог развиваться в нескольких направлениях. Если столица провинции была удалена от мест, где разворачивались основные боевые действия, поселение шло по пути всеобщего развития и благоденствия – много построек, жителей, денег. Если же город стоял близко к границе или постоянно подвергался атакам со стороны вражеских армий, можно было строить настоящие замки с многочисленными укреплениями и стенами в несколько рядов. Ко всему прочему, в замках можно было нанимать самые элитные подразделения, которые только имелись у нации.
На стратегической карте появились новые агенты: инквизитор, священник и купец. Первый агент был подконтролен лишь Папе Римскому, и хлопот этот невзрачный персонаж доставлял весьма много. Самый верный и благочестивый генерал вашей армии мог быть казнен после обвинения в ереси и всякой “нехорошести”. Священники должны были повышать уровень веры в той или иной провинции. Чем большее их количество находилось на территории, тем крепче становилась вера у населения. Купцы приносили небольшой доход от торговли различными товарами, значки которых располагаются на стратегической карте. По сравнению с торговым соглашением между странами, доход от деятельности купцов был копеечным. В Medieval 2: Total War вернули дочек королевских кровей – выдавать замуж и заключать династические браки. Помимо этих персонажей, по карте бродили вредоносные ведьмы и еретики, снижающие уровень религиозного благочестия в том или ином регионе.
Армия каждой фракции отличалась теми или иными особенностями. Англичане, к примеру, могли похвастать убойными лучниками и хорошей тяжелой пехотой, немцы – всесторонне развитыми отрядами на ранних этапах, а египтяне – великолепной легкой кавалерией. При этом у Англии имелась весьма слабая кавалерия, у немцев возникали проблемы с новыми юнитами ближе к концу игры, а египетская пехота не знала, что такое тяжелая броня. Как и раньше, отряды можно было улучшать в плане вооружения и экипировки, для этого следовало построить или улучшить кузницу и мастерскую бронника. Смена типа брони визуально отражалась на солдатах.
Medieval 2: Total War – Kingdoms
Масштабное дополнение, вышедшее в 2007 году, включало в себя сразу 4 полноценных игровых кампании. Все они различались между собой и были приурочены к какому-либо историческому периоду. Кампания “Завоевание Америки” была посвящена знаменитому конкистадору и ярому “индейцененавистнику” Эрнану Кортесу, который с ватагой испанцев решил заняться изничтожением коренного американского населения во славу католической церкви и короля. Если кровавые лавры сеньора Кортеса не слишком прельщали игроков, можно было поиграть и за индейцев центральной и северной Америки. Майа, ацтеки, апачи, чичимеки и прочие тараски – весьма воинственные, но крайне слабые в техническом плане индейцы, выигрывали лишь за счет многочисленности и невысокой стоимости найма. При игре за Испанию всегда ощущалась нехватка европейских солдат, поэтому армия конкистадоров нередко разбавлялась диковатыми наемниками. Что ж поделать, война на уничтожение всегда диктует свои условия.
Британская компания посвящена периоду крайней нестабильности, возникшей в Англии в середине 13-ого века. Потомки викингов стремятся захватить власть в Британии, где и так весьма неспокойно – ирландцы теснят англичан по всем фронтам, с севера пышут ненавистью шотландцы, а коварный Уэльс оттяпывает у английского королевства город за городом. А тут еще и бароны подняли бучу, объединившись в мощный союз с целью свержения короля. Кампания отдаленно напоминает Viking Invasion, только события происходят три столетия спустя, а фракций, за которые можно поиграть, всего лишь пять: Англия, Уэльс, Норвегия, Ирландия и Шотландия.
Третья кампания дает возможность окунуться в эпоху крестовых походов, которые были направлены на освобождение Иерусалима и Гроба Господня от владычества сарацин. Хотя от крестоносцев доставалось и Византии, которая исповедовала “неправильную” веру в Христа. Всего в кампании пять фракций, за которые можно поиграть: Египет, Турция, Византийская империя, Княжество Антиохия и Иерусалимское королевство. Неигровыми фракциями являются монголы и венецианцы. Кампания о крестовых походах отличается от прочих тем, что все в ней завязано вокруг определенных городов, владение которыми дает неоспоримые преимущества. Если Иерусалимское королевство не потеряло свой город (Иерусалим, ваш кэп) в результате военных действий, то игрок сможет нанимать всевозможных рыцарей пешего и конного толка. Это касается и всех остальных игровых фракций. Например, потеря города Крак-де-Шевалье обернется для Антиохийского княжества настоящей трагедией – станет невозможен найм госпитальеров и многих других юнитов.
Тевтонская кампания начинает свой отсчет с 1250 года, когда Тевтонский орден был все еще очень силен, несмотря на фатальные для него походы против Новгородского княжества. Достаточно большая стратегическая карта “вмещает” семь игровых фракций (Монголия, Священная Римская империя, Новгород, Польша, Тевтонский орден, Литва, Дания) и одну неигровую (Норвегия). По мере прохождения кампании, Литва может сменить языческую веру на католическую, тем самым улучшив отношения со своими соседями. Возможно создание исторического Кальмарского союза и Ганзейской лиги. При желании можно устроить псам-рыцарям второе Ледовое побоище или же полностью переписать историю, доведя монгольские орды до самой Дании.
Empire: Total War
Игра вышла в 2009 году и разительно отличалась от всех прошлых проектов, что вызвало всплеск негодования со стороны “ортодоксальных” геймеров из общества “Мечи, топоры и арбалеты”. Менее консервативные фанаты более радушно отнеслись к Empire: Total War, так как все понимали – серия нужен апгрейд. Игра осталась все той же глобальной пошаговой стратегией с тактическими битвами в реальном времени, но произошли кардинальные изменения. Во-первых, была выбрана самая поздняя на тот момент эпоха в серии – 18 век, когда даже самые отсталые народы владели стрелковым оружием, а то и артиллерией. Несмотря на то, что пуля - дура, а штык – молодец, залогом победы уже являлись мушкеты и пушки. Во-вторых, значительно увеличился размер стратегической карты – теперь она включала не только территорию Европы, Северной Африки и Ближнего Востока, но и Северную и Центральную Америку, а также Индию. Помимо этого, добавлено четыре торговых региона: Ост-Индия, Мадагаскар, Бразилия и Берег Слоновой Кости. Отправив туда свои торговые корабли, можно было получать весьма неплохой доход. В-третьих, появились сражения кораблей в тактическом режиме, чего ждали еще со времен Rome: Total War. Множество типов судов – от небольших бригов до огромных линейных кораблей, сходились в противоборстве в том или ином морском регионе. Суда имели проработанную систему повреждений – сильно потрепанный фрегат мог лишиться мачт, большей части артиллерийский орудий и даже целых кусков корпуса. Помимо этого, на кораблях постоянно возникали пожары и взрывались пороховые склады. Судно противника можно было взять на абордаж и попытаться его захватить – все это выглядело очень эпично, особенно если учесть, что юниты отображались на палубах и при абордаже сражались между собой. В-четвертых, появилась возможность изучения технологий. Постепенно изучая военное дело, можно было открывать новые типы вооружений, формации и построения. Это касалось как пехоты с кавалерией, так и артиллерии с флотом. Если игрок ориентировался в первую очередь на модернизацию промышленности, пожалуйста – отдельная ветка с сельскохозяйственными, рудниковыми или текстильными подразделами. Ускорить изучение технологий можно было благодаря дворянам или ученым, отправив тех в институты и колледжи.
Появилась возможность собственноручно менять строй в результате гражданской войны. Если уровень недовольства населения превышал все мыслимые и немыслимые пределы, и не помогало даже существенное снижение налогов – революция в столице могла избавить игрока от проблем. После начала глобального бунта геймерам предлагалось встать на сторону мятежников или же продолжить защищать законное правительство. Если к власти приходили бунтовщики, менялся строй и даже государственный флаг. Например, если революция начиналась с подачи бедных слоев населения (еще есть буржуазия и дворянство), то монархия могла смениться республиканским строем. Всего же их три: конституционная монархия, абсолютная монархия и республика.
Empire: Total War – это огромный шаг по модернизации серии в целом. Использование стрелкового вооружения и различных артиллерийских орудий вынудило геймеров кардинально пересмотреть свои взгляды на тактику и подстроиться под реалии ведения войн в 18-ом веке. Зашкаливающее количество нововведений и всевозможных юнитов сделало Empire: Total War поистине прорывным проектом.
The Warpath Campaign
Осенью 2009 года появилось небольшое скачиваемое дополнение к Empire: Total War под названием The Warpath Campaign, повествовавшее о борьбе коренного населения Северной Америки с мерзкими бледнолицыми завоевателями. В оригинальной игре присутствовали краснокожие воины, вооруженные луками, копьями и томагавками, но война с ними являлась второстепенным занятием. Пока игроки разбирались с врагами в Европе, основная компания могла уже закончиться. Аддон The Warpath Campaign целиком и полностью посвящен борьбе индейцев с “белыми дьяволами” и предлагает поиграть за гуронов, чероки, пуэбло, ирокезов и равнинные племена. Карта Америки стала более детализированной, появились новые регионы. Несмотря на то, что в дополнении имеются европейские фракции (Франция, Испания, Великобритания, Соединенные провинции) и Соединенные Штаты Америки, поиграть за них нельзя.
При игре за индейцев следовало учитывать несколько факторов. Самый главный из них – неэффективность лобовой атаки. Голопузые краснокожие бойцы не смогут выстоять против единовременных залпов сотен ружей, и если кто-то и добежит до врага, то лишь с целью покончить жизнь самоубийством. Поэтому тактика индейцев в The Warpath Campaign – прятаться, неожиданно атаковать, обходить врагов с флангов, осыпать их градом стрел с выгодных позиций и всячески партизанить. Как и белокожие недруги, индейцы могут изучать определенные технологии, но их число весьма невелико. Например, можно научиться прятаться практически в любой местности или же скрытно передвигаться без боязни быть обнаруженным врагом. Помимо всего прочего, индейцам чужды блага цивилизации - они не могут использовать постройки в захваченных городах и провинциях.
Napoleon: Total War
2010 год ознаменовался выходом новой игры в рамках серии под названием Napoleon: Total War. По своей специфике Napoleon больше походил на дополнение в стиле Rome: Total War — Alexander, но все же это была полноценная игра, пусть с урезанной картой, но с большими возможностями. Наполеон был весьма интересной личностью – его сравнивали с самыми жестокими диктаторами двадцатого века, а кто-то и вовсе называл его Антихристом. Тем не менее, это не умаляет его полководческого дарования – Наполеон до сих пор считается одним из самых талантливых тактиков и стратегов всем времен и народов. Само собой, Суворов бы его отделал как тузик грелку (“Далеко шагает, пора унять молодца” – А.В.Суворов), но встретиться на поле боя им так и не удалось. Игра целиком и полностью посвящена одиозной фигуре Наполеона, с одной лишь оговоркой – поиграть позволяется и за Антифранцузскую коалицию. Napoleon: Total War подразделяется на три части. Первая часть – это все основные “похождения” Наполеона на отдельных стратегических картах (примерно как в Medieval 2: Total War – Kingdoms): обучающая кампания, рассказывающая о становлении Наполеона (1778-1793), итальянская кампания (1796-1797), египетская кампания (1798-1800), европейская кампания (1805-1812) и финальный штрих – битва при Ватерлоо (18 июня 1815 года). Вторая часть – это сборник всех главных исторических сражений с участием Наполеона: битва под Аустерлицем, битва при Линьи, Бородинская битва и так далее. Кроме того, в списке имеются морские баталии – Трафальгарское сражение и Нильское сражение. Третья часть – коалиционная кампания, где игроки могут поиграть за противников Наполеона – Австрийскую, Британскую и Российскую империи, а также Пруссию. По сравнению с Empire, Napoleon: Total War не может похвастать большим количеством нововведений или обширной стратегической картой, но разработчики учли многие спорные моменты и “отполировали” игру практически до идеального состояния. Особенно порадовал фанатов серии мультиплеер, в котором был реализован стратегический режим для двух игроков – впервые в истории Total War.
The Peninsular Campaign
Скачиваемый контент The Peninsular Campaign предлагал игрокам новую кампанию по событиями, имевшим место в 1811 году. Тогда французская армия оккупировала большую часть Пиренейского полуострова и вела сражения с партизанами и английскими войсками на юге Испании. Игроки восприняли дополнение достаточно негативно и даже называли его “аддоном к аддону” (намекая на то, что Napoleon: Total War – не совсем полноценная игра). Приобретя, в общем-то, небольшой DLC, геймеры получали карту Пиренейского полуострова, разбитую на 32 региона, 28 новых подразделений и несколько дополнительных агентов. Поиграть можно было как за французских агрессоров, так и за розовых и пушистых англосаксов, восстанавливающих на полуострове демократию монархический строй. Испания также представлена в качестве игровой фракции. Стоимость дополнения – 9.99 “зеленых зимой и летом”. Отдавать такие деньги за маленький аддон игроки не слишком стремились, но фанаты на то и фанаты – пойдут на все ради новенького, тем более что до выхода Total War: Shogun 2 оставался почти целый год.
Total War: Shogun 2
Total War: Shogun 2 является ремейком первой части Shogun, вышедшей в далеком 2000 году. Место действия – Япония во времена феодальной раздробленности. Одиннадцать кланов воюют между собой с целью объединения страны под своей властью. По сравнению с первым Shogun, клановый состав был несколько расширен: Тесокабе, Мори, Датэ, Ода, Ходзё, Симадзу, Токугава, Такэда, Уэсуги, а также Икко-Икки и Хатори, которые были добавлены в игру посредством DLC. Помимо этого, в Shogun 2 имеются и другие небольшие кланы, но за них поиграть нельзя. Добиться победы можно, если захватить определенное количество провинций и столицу – Киото, где восседает его святейшество Сёгун со своими подопечными. Тот не приемлет никакого усиления со стороны того или иного клана, и если вы захватите порядка пятнадцати провинций и достигните высокого уровня популярности в народе – вам объявят тотальную войну чуть ли ни все кланы, в том числе и союзники (вспомним Rome и аналогичную ситуацию при игре за одну из римских фракций).
Остались все основные игровые элементы, которые присутствовали в прошлых играх серии. Перед игроком предстает стратегическая карта (похорошевшая благодаря различным шейдерам и эффектам) с многочисленными замками, городами, фермами, рудникам, портами и прочими строениями. Большая их часть располагается за пределами укреплений, так что игрок может заниматься разорением и уничтожением построек без атаки на замок. Впрочем, вражеские армии могут промышлять тем же. Здания можно улучшать, что приводит к повышению дохода, появлению новых юнитов и прочим “полезностям”. Новые типы зданий могут быть открыты лишь после изучения определенной технологии. Замки также позволяется модернизировать, и если в самом начале приходится скрываться за деревянными стенами, то при постепенном улучшении можно построить настоящую многоповерховую цитадель. Японские укрепления разительно отличаются от аналогичных европейских замков. Каждый уровень – это отдельная терраса, окруженная стенами. Чтобы добраться до главной площади, нужно последовательно преодолеть каждую из них. Осадных орудий в Total War: Shogun 2 очень мало, а их роль скорее сводится к запугиванию, нежели к разрушению укреплений. Можно вынести ворота и разрушить стены посредством катапульт и пушек, но забираться на террасы все равно приходится старым добрым способом – карабкаться, карабкаться и еще раз карабкаться.
Морские сражения были воссозданы с учетом той эпохи. Японские корабли не имеют парусов и передвигаются за счет гребной силы. Пушечное вооружение тоже отсутствует, но корабли можно поджечь стрелами и тем самым потопить их. Остался и абордаж, который можно осуществить благодаря “японским котикам”, дожидающимся своего часа на судне. При тесном контакте с европейцами, самураи могут обзавестись небольшими парусными судами в десять орудий, а в случае захвата так называемых “Черных кораблей” они могут получить неоспоримое преимущество на море (хотя 24 пушки по мерам Empire – ничто).
Кратко о других нововведениях. Генералы могут получать определенные умения, и теперь это осуществляется не автоматически, а при непосредственном участии игрока. При взаимодействии с европейцами самураи обзаводятся стрелковым вооружением, но за это необходимо расплачиваться – введением христианства, например. Новую веру японцы принимают с трудом и постоянно бунтуют. В Total War: Shogun 2 нет огромного количества всевозможных юнитов, которые бы минимально отличались друг от друга по характеристикам. Теперь популярен народный метод “камень-ножницы-бумага”. Копейщики хороши против кавалерии, кавалерия против мечников, а те, в свою очередь, жесточайше рубят лучников. Элитные юниты также встречаются, но множества однотипных подразделений (как в Napoleon: Total War) игроки не обнаружат. Shogun 2 может похвастать самой развитой дипломатией во всей серии, проработанным до мелочей мультиплеером со встроенным редактором генерала и шикарной графикой, которую обеспечивает модифицированный движок Warscape.
Total War: Shogun 2 - The Rise of the Samurai
Осенью 2011 года вышло дополнение к оригинальной игре под названием The Rise of the Samurai с небольшой, но весьма интересной кампанией. События The Rise of the Samurai происходят в “махровом” Средневековье, за 400 лет до начала эпохи Сэнгоку Дзидай. Именно в это время самураи постепенно становились ведущей прослойкой в японском обществе. Количество кланов, за которые можно поиграть, сократилось до шести, зато появилось множество мелких “кланчиков”. Юниты лишились огнестрельного оружия, что объясняется эпохой, но при этом появились новые отряды, в том числе и пешие самураи с возможностью ближнего и дальнего боя. По сравнению с оригинальной кампанией, где имелось два типа войск – асигару и самураи, в The Rise of the Samurai отсутствуют асигару, но были добавлены рекруты и солдаты.
В дополнении появилась система влияния, которая позволяла переманивать на свою сторону те провинции, где популярность игрока была достаточно высокой. Отправив нужного агента к лояльным соседям, остается лишь поговорить по душам и вуаля – территория находится под вашим контролем. Такой бескровный способ получения провинции весьма негативно влияет на показатель славы – шкала заполняется крайне медленно. Вырезать под корень всех солдат и разрушить все до основания – вот главный фактор, способствующий существенному увеличению славы. Дипломатия, умение вести переговоры и всеобщая любовь? Пфф, это скучно и банально, что и подтверждает население Японии в The Rise of the Samurai – им крови подавай да разрушений. Боятся, зато уважают.
Что еще появилось в дополнении? Во-первых, изменилось дерево технологий. Во-вторых, были добавлены новые отряды с уникальными характеристиками. В-третьих, игроки получили в свое распоряжение четырех агентов, которые не встречались в оригинале. Благодаря урезанному количеству ходов, геймеры не должны особо засиживаться на одном месте – долг зовет. Тем не менее, плести интриги и вести переговоры стало гораздо интереснее, так что необходимо тщательно планировать каждый свой шаг - надо успеть и самураев погонять по горам да долам, и подковерную борьбу провести по высшему разряду.
Total War: Shogun 2 - Fall of the Samurai
До релиза Fall of the Samurai остаются считанные дни, а поклонники серии уже грызут локти в нетерпении. Действие новой игры будет происходить спустя четыре столетия после периода Сэнгоку, что подразумевает совершенно другой подход к тактическим сражениям. Реставрация Мэйдзи, направленная на кардинальные изменения в социальной и политической структуре Японии, привела к так называемой Войне Босин, расколовшей государство на две части. С одной стороны выступали самураи, верные сёгунату, а с другой – император и его армия, воссозданная с нуля по западному образцу. Вмешательство во внутренние дела Японии со стороны Франции, Англии и США привело к тому, что японское государство стало зависеть от своих партнеров, как в экономическом, так и в военном плане. Император стал реформировать государственную структуру и армию, которая получила самое современное на тот момент вооружение – ружья, пулеметы и артиллерию. Консервативные самураи считали такую ситуацию неприемлемой, после чего вступили в противоборство с императорскими войсками. Началась гражданская война – стрелы против пуль, катаны против пулеметов, кодекс бусидо против западных веяний. В Fall of the Samurai все это и будет показано. Карта Японии будет кардинально переработана – новые провинции, агенты и здания.
Впервые в серии появится железная дорога, которая позволит перебрасывать войска на большие расстояния за считанные ходы. Планируется введение 39 новых сухопутных отрядов и порядка 10 типов кораблей-броненосцев на паровом ходу. Флот будет играть важную роль в Fall of the Samurai – теперь во время сухопутных сражений союзные корабли будут поддерживать свою армию огнем из всех артиллерийских стволов. С другой стороны, появится целая структура береговых укреплений, позволяющих дать отпор даже самым бронированным кораблям. Это можно будет увидеть на примере все того же режима “Осада порта”, где атакующий флот должен занять порт врага под жесточайшим обстрелом со стороны береговых орудий. Стоит отметить, что в Fall of the Samurai представлена самая поздняя эпоха во всей серии Total War, и уже сейчас понятно, что игрокам придется пересмотреть свои взгляды на тактические битвы и стратегическое управление.